Преферанс

РО ФСФР России в ЦФО

ФСФР России

Фондовый рынок в России появился в результате проведения массовой приватизации. Массовая приватизация предполагала эффективно функционирующий фондовый рынок, ориентированный на мелкого инвестора. В России, где такого рынка не было, массовая приватизация заставила его создавать. До середины 1990-х рынок ценных бумаг в России характеризовался стихийным характером, отсутствием инфраструктуры и очень приблизительным нормативным регулированием в отношении даже основных своих институтов. При этом на рынок вышло огромное количество владельцев приватизационных чеков, некоторые из которых скоро стали акционерами приватизированных предприятий.

9 марта 1993 года образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации №163-рп «О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации». До появления Комиссии Министерство Финансов в целом было ответственно за небанковский финансовый рынок. В состав Комиссии вошли представители Минфина, Госкомимущества, РФФИ, ЦБ, Госкомитета по антимонопольной политике. Перед новым регулятором стояла задача разработки мер государственной поддержки для становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также для защиты интересов инвесторов.

10 ноября 1994 года образована Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ на базе Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ. В состав Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ вошло еще большее количество представителей других ведомств. В дальнейшем Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнена по статусу к федеральному министерству.

1 июля 1996 года Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, которая является ее правопреемником, в соответствии c Указом Президента Российской Федерации № 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг». Теперь орган стал формироваться не из представителей ведомств, а только из чиновников, назначаемых Президентом специально в этот орган.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) осуществляля регулирование рынка ценных бумаг в России, проводивший государственную политику в области развития рынка ценных бумаг, контролировавший деятельность эмитентов и участников рынка и обеспечивавший раскрытие информации на рынке ценных бумаг в период с 1993—2004 год. Основные функции и полномочия ФКЦБ России были определены Федеральным законом от 22.04.1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Наиболее значимое место ФКЦБ России получила под руководством И.В. Костикова (2000—2004). В этот период были приняты Законы об инвестиционных фондах, поправки в Закон об Акционерных обществах, поправки в закон о рынке ценных бумаг, обеспечивавшие развитие широкого круга финансовых инструментов — рынка корпоративных облигаций, срочного рынка, паевых инвестиционных фондов, венчурных фондов, поправки в Налоговый кодекс РФ освобождающие от налогов инвестиции граждан, в этот период был разработан и принят российский Кодекс корпоративного поведения, который остается основным документом по регулированию отношений между акционерами и менеджментом акционерных обществ.

9 марта 2004 образована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) в соответствии с Указом Президента РФ №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным Указом ей были переданы функции по контролю и надзору упразднённой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упразднённого Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляла функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

4 марта 2011 года к ФСФР России была присоединена Федеральная служба страхового надзора.

ФКЦБ отличалась независимостью лишь на первых порах. Впоследствии ФКЦБ (а затем и ее преемница - ФСФР) заняла место в иерархии ниже министерств и, несмотря на приобретение новых полномочий, статус регулятора фондового рынка со временем скорее понижался, с учетом всех вытекающих отсюда последствий для его аппаратного веса в отношениях с другими органами, а также и для финансирования.

1 сентября 2013 года служба упразднена в соответствии с указом Президента РФ от 25.07.2013 года №645.

С 1 сентября 2013 года Службе Банка России по финансовым рынкам (Банк России) переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков в соответствии с федеральным законом от 23.07.2013 года №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».

3 марта 2014 года Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) упразднена. Полномочия, ранее осуществляемые СБРФР по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, переданы Центральному банку РФ, в котором создано девять новых подразделений, отвечающих за развитие и функционирование финансовых рынков.